По образованию – картограф, работала редактором географических карт и атласов. Занимается авторскими куклами из фарфора с 2002 г. В 2002 году окончила Школу кукольного дизайна. После окончания курса "Кукла из фарфора" была награждена призом "Золотая пинетка - за первые успешные шаги в искусстве". Училась у замечательного скульптора Алексея Алексеевича Шпаковского. Александра Окатова создает свои куклы из фарфора. В костюмах кукол предпочитает использовать натуральный шелк, бархат, газ, расшитые бисером, жемчугом и расписанные красками (пейзажные сюжеты: кукла «Время», «Берега»), или расписанные золотом (кукла «Юдифь»). В кукольных композициях Александра Окатова использует аксессуары, выполненные ею в живописной манере – например, карта звездного неба для куклы «Дочь звездочета» или картина на мольберте для куклы «Тайна старинного портрета». Своими куклами художница хочет сказать о любви, нежности, грусти, одиночестве – о чувствах, которые не выразить словами. Самыми удачными работами художница считает кукол: «Дочь Звездочета», «Принц и Русалочка», "Птицелов", «Алхимик», «Бегущая по волнам», «Аквамарин», «Шляпа», «Энциклопедия пределов. Время», «Юдифь». Фотографии кукол и статьи Александры Окатовой публиковались в журналах «Кукольный мастер», «Мир кукол». Александра Окатова - член клуба-студии «Кукольная коллекция» Елены Громовой. Окончила интереснейшие авторские курсы по кукольному мастерству клуба–студии «Кукольная коллекция»: курс «Кукла из папье-маше» Н. Лопусовой-Томской, курс «Скульптура» В.Н. Селиванова, курс «Роспись» Н.Величко, курс «Готический наив на дереве» П. Николаева и курс "История костюма" Александры Кукиновой. Многому научилась у прекрасной художницы Саши Ларионовой. Александра Окатова участвовала во многих выставках клуба «Кукольная коллекция»: выставка «Зазеркалье» - кукла «Тайна старинного портрета»; выставка «Куда уносят мечты» - кукла «На пороге юности»; выставка «Город разноцветных снов» - кукла «Цветы маленькой Иды» и «Принц рассказывает Русалочке о чудесах подводного мира»; выставка «Ветер странствий» - кукла «Меланхолия» и «Мечтаешь о звездах?»; выставка «Ангелы» - куклы «Ангел ожидания» и «Бегущая по волнам», выставка «Жизнь замечательных цветов» - кукла «Алхимик» (Золотая роза) и «Дикая орхидея»; выставка «Восточные фантазии» - кукла «Джинни»; выставка «Она» - кукла «Время открытий»; выставка «Карнавал» - кукла «Энциклопедия пределов. Берега»; выставка «Окна» - кукла «Аквамарин», выставка «Модный показ» - куклы «Шляпа» и «Камеристка».
Номинант Международного Конкурса «Коллекция N*-2005»
Победитель Международного Конкурса «Коллекция N*-2005»
Участник II, III, IV, V, VI Международных Салонов кукол в Москве.
Получила награду «Жемчужина V Салона" 2009.
Участник проекта «Куклы мира» 2008, 2009 в Манеже,
Участник 3, 4 Московских международных выставок-ярмарок MoscovFair 2009 и 2010 г.
Участник 1 международной выставки «Искусство куклы» в Манеже, 2010
Участник Международной выставки кукол и мишек Тедди «Время кукол-1,2,3" в Санкт-Петербурге в 2008 и 2009
Победитель конкурса авторской куклы «Городские легенды» в Таллинне 2010
Участник проекта «Парад кукол – детям».
Участник конкурса авторской куклы "Драгоценные фантазии" в Барнауле 2011.
Далее идет текст интервью, которое я давала Александре Бирт для сайта http://www.colliii.com/ru/story-35, здесь я добавила и расширила для мира кукол.
Расскажите немного о себе
Сколько себя помню, я всегда любила сказки, герои которых казались мне реально существующими людьми. Можно сказать, что я жила в сказочном мире. Особенно я люблю сказки Братьев Гримм, у меня сохранилась книга 1949 года издания, наиболее полное на русском языке издание, проиллюстрированное старинными гравюрами. До сих пор, когда я беру в руки эту книгу (я стараюсь не делать этого слишком часто, чтобы не потерять то волшебное чувство, которое охватывает меня, когда я касаюсь пожелтевших страниц), я оказываюсь в своем детстве, когда волшебные сказки были жизнью, старинная лампа на окне сияла таинственным светом, а за стеклом синие зимние сумерки обещали необычайные впечатления и чудесные встречи. Обложка была потеряна, и я по памяти еще в детстве нарисовала испуганную и любопытную худенькую принцессу со свечой в руке, идущую по темным залам дворца. Со стен на нее смотрели потемневшие от времени портреты. Теперь обложка изрядно обтрепалась, что придает ей еще больше очарования. Еще я без ума от изящных, мудрых, философских, но одновременно легких и остроумных сказок Кристиана Пино. С тех пор, как я услышала эти сказки лет в семь, я горячо люблю их. Чего только стоит фраза, что "трое сумасбродов всегда добьются большего, чем двое" или " наконец они увидали указатель с ободряющей надписью "недоступная принцесса - три часа пути", цитировать Кристиана Пино я могла бы и дальше с большим удовольствием, но это будет уже другая книга.
И конечно, Ганс Христиан Андерсен. у него можно найти сказку на любой случай из жизни. но только сейчас я понимаю, как на самом деле трагичны иго истории, в истории "Красные башмачки героиня просит палача отрубить ей ноги, обутые в волшебные красные башмачки, которые никак не дают ей остановиться, чем не история нимфоманки или наркомана? Только сейчас начинаешь понимать, о чем идет речь, или "калоши счастья", когда все кончается практически смертью героя, и только Печаль стаскивает с ног умершего калоши, что прерывает смертный сон, это о том, что человек не может быть счастлив при жизни и да, мы все умрем. И моя любимая сказка "Русалочка". Я так долго думала над этой сказкой, как это делается, оказывается, в практике дзен-буддизма, то есть они настолько долго погружаются в медитацию, что теряется первоначальный казалось бы очевидный смысл задания учителя и появляется парадоксальное, но абсолютно точное суждение, как пример можно привести слова будды "Если мы живем невнимательно, значит мы умираем среди грез", есть еще такая притча "Я слышал, что буддизм - это доктрина просветления, - сказал философ. - Каков же ваш метод? Что вы практикуете каждый день?" "Мы ходим, едим, моемся, сидим...", - ответил Будда. "А что в этом особенного? - удивился философ. - Все люди ходят, едят, моются, сидят..." "Понимаете, - объяснил Будда, - когда мы идем, мы осознаем, что идем. Когда мы едим, мы осознаем, что едим... Когда же ходят, едят, моются или сидят другие люди, они в чаще всего не осознают, что делают". Некоторых мастеров дзен пробудил окрик, пронзительный визг или даже пинок, но это я несколько отвлеклась, но это важно, потому что в каждой сказке есть на самом деле спрятанная, но такая очевидная, если ее понять, идея, абсолютная истина, если хотите, то есть можно даже сказать, избитая истина, которая начинает сиять ослепительно ярким светом, но только в том случае, если ты прочувствовал эту истину на себе! Объясню на примере как раз сказки "Русалочка". Повторю еще раз: я так долго думала над этой сказкой, что меня озарило: это не о том, как русалочка у морской ведьмы в обмен на свой чудесный голос получила две стройных прекрасных ножки, боже мой, нет, это только антураж, эта волшебная история только прячет совершенно обычную, часто встречающуюся, но от этого не менее трагичную жизненную историю, когда ты любишь, а сказать об этом по каким-то причинам не можешь - может - он женат, а может сама русалочка замужем, да мало ли что... А когда я это поняла, желание сделать пару фарфоровых кукол из этой сказки стало нестерпимым. Так у меня появился "Принц, рассказывающий русалочке о чудесах подводного мира". Эта пара живет у меня, и я счастлива, что воплотила свою мечту в нечто осязаемое - фарфоровые куклы. Это такое ни с чем несравнимое удовольствие - воплотить свои мысли, впечатления не в слова, не имеющие следа во времени и пространстве, а в куклы, которые вот они - существуют, их можно потрогать, и они не исчезнут, а будут существовать вечно, но при этом они прекрасны как мечта. А в названии, кстати, видна ирония Андерсена - принц рассказывает русалочке о том, что она знает лучше него, а она и сказать об этом не может - совсем как в жизни.

Почему Вы решились создавать кукол именно из фарфора?
Фарфор - самый нежный, чистый, долговечный, практически вечный, благородный (и сдержанный в своем благородстве) материал. Из фарфора не получится сделать злое или уродливое, безобразное, старое или гротескное лицо, потому что такой образ убьет саму душу фарфора. Не случайно, когда люди говорят о прекрасной коже лица, они сравнивают лицо девушки или ребенка с фарфором: "Лицо как фарфоровое", или "она красива, как фарфоровая кукла". Но верно и обратное, - то есть фарфор оживает. Иногда говорят, что у моих кукол лица, как живые. Мыслящие, чувствующие. Куклы как будто отвечают смотрящим на них людям, с ними можно говорить как с людьми.

Были ли у Вас трудности в начале или все получалось?
Не знаю почему, но я с самого начала, как только начала заниматься фарфором, сразу была уверена, что это мое дело. Я окончила Международную школу кукольного дизайна Светланы Воскресенской в Москве, училась у замечательного скульптора Алексея Алексеевича Шпаковского, которому я очень благодарна. После окончания Школы кукольного дизайна я была награждена призом "Золотая пинетка" за первые успешные шаги в искусстве. Потом я участвовала в Международном Конкурсе «Коллекция N*-2005» и стала номинантом конкурса с куклой «Цветы маленькой Иды» и победителем Международного Конкурса «Коллекция N*-2005» с куклами «Принц рассказывает Русалочке о чудесах подводного мира». В этом году вышла из печати энциклопедия "Художественные куклы", в которой есть статья обо мне. На 5 Международном Салоне я была удостоена звания «Жемчужина Салона» за коллекцию кукол "Таро. Минорные арканы. Королева мечей. Королева жезлов. Королева пентаклей и Королева кубков", и за куклу "Лилит, Лилит"...

Расскажите нам о процессе создания Ваших кукол.
Я очень долго и тщательно продумываю идею, основную мысль, которую я хочу воплотить в кукле, нет скорее даже не так, просто идеи и мысли, которые у меня появились в течение жизни, принимают форму куклы, и тогда остается только сделать ее. Когда это происходит, я понимаю, что в этом образе не убавить, ни прибавить, тогда я чувствую удовлетворение. Очень скрупулезно, тщательно и аккуратно я работаю сначала над пластилиновой скульптурой, и никогда не оставляю то, что мне не очень нравится, а обязательно добиваюсь, чтобы то, что я сделала, нравилось мне самой, потому что фарфор практически бессмертен, надо, чтобы всегда было приятно смотреть на куклу. По пластилиновой скульптуре делается гипсовая форма, по ней отливается сырой фарфор, который в дальнейшем обжигается в печи, в этом я прибегаю к помощи настоящего мастера, скульптора, художника - Дмитрия Курганова. Фарфоровую головку, ручки и ножки я собираю на каркасе из медной проволоки, мягкие части я делаю из синтепона и обшиваю чехлом из ткани.

Что Вас инспирирует при создании Ваших кукол?
Я получаю огромное удовольствие от того, что я делаю. Я пытаюсь выразить свои мысли и чувства в моих куклах, не оглядываясь на критиков и публику. Для меня важно выразить свою идею и свою мечту, независимо от того, модна ли эта тема, будет ли она иметь коммерческий успех или нет. Но интересно, что люди понимают моих кукол, и видят, что я хотела бы им сказать о любви, об одиночестве, о судьбе, о стремлении к исследованию окружающего мира. Костюмы для кукол я делаю только вручную, никогда не применяю швейную машинку, так как считаю, что ручная работа придает неповторимое очарование кукле и необыкновенную энергетику, так как вложено много труда, чувства в каждый стежок. Поэтому я люблю использовать в костюмах антикварное кружево, шитье.
Я сама расписываю вручную ткани, расшиваю их бисером и комбинирую все эти виды отделки, чтобы ткань становилась сама по себе произведением искусства. У меня сложилась коллекция антикварных кружев, шитья и вышивок, сделанных когда-то вручную необыкновенными мастерицами, которые уже давно прожили свою жизнь и их уже нет, а чудесные тонкие, изящные и изысканные кружева их до сих пор живы и радуют людей, которые держат их в руках и до сих пор любуются ими, когда я об этом думаю, я на самом деле так растрогана, что на глазах у меня слезы и я плачу от грусти и счастья.

Где можно купить Ваши работы?
По вопросам приобретения можно обращаться непосредственно ко мне на мой e-mail aokatova@mail.ru

Даете ли Вы сами уроки по созданию фарфоровых кукол?
Такого опыта меня нет. Чтобы преподавать, нужно отрешиться от себя, своих планов, и попытаться мыслить, как твои ученики. А у меня много своих идей, ждущих воплощения. Но в журнале "Кукольный мастер у меня была статья, к которой я попыталась выразить свой опыт по созданию пластилиновой скульптуры для фарфоровой куклы. Позже эта статья вошла в сборник "Куклы 50 мастер-классов. Лучшее"

Чем Вы занимаетесь в свободное время?
В свободное время я читаю, мечтаю, обдумываю новые образы, и - делаю кукол!

Часто ли Вы принимаете участие в выставках? Традиционно я принимаю участие в Международных кукольных Салонах в Москве, выставках "Время кукол" в Санкт-Петербурге, выставке современного искусства "Традиции и современность" в Манеже, выставке Мосфайр. Я с радостью участвую в проекте Светланы Пчельниковой "Парад кукол - детям". Сделать что-то для такого благородного дела, как помощь больным детишкам - это честь для художника.

Несколько картинок с выставки: Идут дочка и мама, мама несколько отстала, а дочь уже подошла к моему стенду, а мама - еще нет, а девушка, увидев мои куклы, начала звать: мама! мама!! мама!!! Смешно так звучало (как вроде она не находит слов, и зовет скорее маму, чтобы она тоже посмотрела).
Одна девушка встала как вкопанная и качает головой, как будто не верит своим глазам, долго стоит, опять качает, я не выдержала и спрашиваю ее: "Что-то не так?" А она мне с таким удивлением говорит: «Как странно, я этих кукол видела в журнале, а они здесь на Вашем стенде!». Я говорю: что же здесь странного, фото моих кукол публиковались и в "Кукольном мастере" и в "Мире кукол" не один раз" ( Кстати, в номере "Мира кукол" фото Юдифи было опубликовано в разделе "Лучшие, любимые, неповторимые")
Многие просто говорят " Ну после этого стенда можно больше никуда не ходить!" Или "Какие лица у Ваших кукол красивые!"
Еще одна молодая женщина: стоит, смотрит внимательно на куклу и говорит: "Мне она напоминает героиню Александра Грина, не Ассоль, а другую, забыла, как ее зовут..." задумалась, вспоминает... потом опускает глаза на мою табличку с названием и с некоторым удивлением, что это там уже написано, удивленно-радостно читает на этой табличке: «Фрези Грант!!!» Очень было смешно! еще случай был: молодой мужчина подошел и говорит: "Ну вот, я нашел, наконец, подходящее место!" «Смотря для чего – подходящее», говорю я, а он продолжает: "Видел такие страшные куклы - просто ужас, а ваши, говорит, красивые! Я уж думал, что напрасно деньги на билет потратил, а посмотрел ваших кукол и понял, что не зря!" Еще случай: подошла молодая женщина и говорит, " можно сказать, что вы моя крестная мама, я, говорит, начала заниматься куклами после того, как купила журнал с вашей куклой на обложке, так она меня поразила". Ну, в общем, много всякого разного.

Какие у Вас планы на будущее?
Мне хочется создать куклу, при взгляде на которую у зрителя подступили к глазам слезы.
Александра Окатова.